вторник, 24 июня 2008 г.

Если заменить akasadhatu тремя субстанциями вайшешиков, которые от него происходят (VS

Если заменить akasadhatu тремя субстанциями вайшешиков, которые от него происходят (VS. II. 2. 13) (aka^a, dik, kala), и заменить буддийский vijriana соответствующими ему atman и manas, то получается 9 субстанций (dravya), признаваемых вайшешиками (VS. I. 1. 56). Из изложения Нагарджуны можно заключить, что пространство имело первенствующее значение среди прочих субстанций, так как он, разбирая понятие пространства, доказывает его противоречивость в себе и затем замечает, что сказанное о пространстве может быть одинаково применено и ко всем другим субстанциям. Это соответствует тому же первенствующему значению пространства среди субстанций, которое оно занимает в упанишадах. Чандракирти сообщает (РР на V. 1) нам, что пространство определялось, как 'отсутствие заграждения' (anavaranam), т. е. пустота. Из другого источника мы знаем, что буддисты реалистического направления признавали в пространстве один из видов небытия.144 Небытие, как мы уже видели, бывает двух родов: сознательное, которое получается после намеренного уничтожения объекта, бессознательное, состоящее в ежеминутном и незаметном на глаз уничтожении каждого объекта. К этим двум видам бытия причисляется еще и пространство как третий вид небытия. Буддисты реалистического направления смотрели, следовательно, на пространство не как на нечто положительное, не как на субстанцию, а как на отсутствие чего-либо положительного как на чистое небытие (abhavamatram)145 в противоположность брахманской философии, которая под пространством разумела нечто реально существующее (vastubhutam). Нагарджуна разбирает (ММК. V. 15) понятие пространства сначала в том предположении, что оно представляет собой нечто положительное (bhava), и доказывает невозможность этого. Затем он точно так же доказывает невозможность понимания пространства в качестве чистого небытия (ММК. V. 67). Доказательства Нагарджуны к вопросу о понимании собственно пространства прямого отношения не имеют. Как мы уже видели, он одинаково отрицает как бытие, так и небытие не только пространства, но и всех других субстанций. дорада испания

Комментариев нет: